Развитие речи в начальной школе

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

За время работы в школе я обратила внимание на то, что у детей младшего школьного возраста недостаточно развит речевой аппарат – речь отличается вялостью артикуляции. Особенно это заметно при употреблении ребёнком слов сложной слоговой структуры. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 – 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь на уроках чтения.

В процессе обучения ставлю перед собой следующие задачи: развивать и совершенствовать у учащихся все виды речевой деятельности: чтение, письмо, умение слушать собеседника, грамотно говорить, а также улучшать языковое и речевое развитие ребёнка как носителя языка.

Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

- осуществление на уроках словесного творчества;

- создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;

- систематического сочинения сказок, рассказов, историй, а также рифмование слов.

На уроках в начальной школе работаю по обогащению словаря детей, желанием говорить ярко, образно. Важным аспектом в работе по развитию речи считаю проведение сочинений и изложений. Работа над сочинением играет значительную роль в развитии логического мышления учащихся. В начальной школе учащиеся знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т. к. основана на понимании причинно-следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно. Работу по их формированию начинаю постепенно. Подбираю такие темы сочинений, которые вызывают интерес.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно воспользуюсь этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературе.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей.