Речь – основа всякой
умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая,
доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его
умственного развития.
За время
работы в школе я обратила внимание на то, что у детей младшего школьного
возраста недостаточно развит речевой аппарат – речь отличается вялостью
артикуляции. Особенно это заметно при употреблении ребёнком слов сложной
слоговой структуры. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 – 7 минут в
начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и
оказывает большую помощь на уроках чтения.
В
процессе обучения ставлю перед собой следующие задачи: развивать и
совершенствовать у учащихся все виды речевой деятельности: чтение, письмо,
умение слушать собеседника, грамотно говорить, а также улучшать языковое и
речевое развитие ребёнка как носителя языка.
Формирование
письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении
следующих условий:
- осуществление
на уроках словесного творчества;
-
создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;
-
систематического сочинения сказок, рассказов, историй, а также рифмование слов.
На уроках в начальной
школе работаю по обогащению словаря детей, желанием говорить ярко, образно. Важным аспектом в работе по развитию речи считаю проведение
сочинений и изложений. Работа над сочинением играет значительную роль в
развитии логического мышления учащихся. В начальной школе учащиеся знакомятся с
тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение –
наиболее трудная форма связного текста, т. к. основана на понимании причинно-следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А
такими умениями дети владеют недостаточно. Работу по их формированию начинаю
постепенно. Подбираю такие темы сочинений, которые вызывают интерес.
Сочинение
сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень
удачно воспользуюсь этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе
воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать
ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса,
развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к
русскому языку, литературе.
Работа по
обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков
письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей.